Поведение, как понятие является более многозначным, чем понятия активности и деятельности. Поведение возникает на том уровне организации материи, когда ее живые структурные образования приобретают способность воспринимать, хранить и перерабатывать информацию, используя её с целью самосохранения и приспособления к условиям существования или их активного изменения.
Как и многие понятия, обладающие сложным содержанием, категория поведения многозначна, и в связи с этим термин «поведение» имеет различное употребление.
 |
|
 |
Поведение - это действие живого организма или его частей тела в рамках соотношения с окружающими предметами или факторами (Скиннер, 1938).
Поведение - это взаимодействие живого существа с окружающей средой, которое меняется под воздействием внешних и внутренних факторов, взаимосвязанных действий, осуществляемых каким-либо сложным (обладающим некоторой организацией) объектом. Эта система подчиняется определенной логике и направлена на реализацию той или иной ФУНКЦИИ, присущей данному объекту и требующей его взаимодействия с окружающей средой.
 |
|
 |
Представления о поведении сложились в науке в ХХ веке. Базой для исследований послужила рефлекторная теория, развитая на основе трудов И.П.Павлова (классическое научение (обуславливание) через систему «стимул-реакция»). В частности, на ней строится и концепция бихевиоризма, (Скиннер) (оперантное научение (обуславливание) ), рассматривающая поведение как главный предмет своего анализа через систему «реакция-стимул». Классическое обусловливание - это процесс научения, при котором ранее нейтральный стимул начинает ассоциироваться с другим стимулом вследствие того, что второй стимул сопровождает первый.(стимул-реакция). Оперантное обуславливание - форма научения, где подкрепляется то спонтанное поведение, которое признается желательным. (реакция-стимул).
Поведение изучается как феномен во всех его проявлениях, от малейшего движения до комплексных и сложных видов.
РЕАКЦИЯ
Реакция - акт поведения, возникающий в ответ на определенное воздействие, стимул, произвольное движение, возникающее в ответ на предъявление сигнала.
Целостный комплекс всех проявлений поведения и реакций животных, направленных на установление жизненно необходимых связей организма с окружающей средой, составляет психическую деятельность животного - процесс психического отражения действительности, как продукт и проявление активности животного.
Условный рефлекс - ответная реакция организма на условный раздражитель.
Условный рефлекс по И.П. Павлову, это срабатывание безусловного рефлекса на условный раздражитель (сигнал) в результате многократного совпадения (сочетания) сигнала и безусловного рефлекса, причем условный раздражитель должен предъявляться первым, выполняя функцию сигнала о том, что за ним последует.
Таб. 1. Классическое научение (обуславливание)
До обуславливания |
Условный стимул
(свет, звонок и т.д) |
> |
Нет реакции
(нейтральная реакция) |
Безусловный стимул
(пища) |
> |
Безусловный рефлекс
(слюноотделение) |
После обуславливания |
Условный стимул
(свет, звонок и т.д) |
> |
Условный рефлекс
(слюноотделение) |
Выбиралась существующая связь стимул - реакция , такая, как пища, представляющая собой безусловный стимул, которая вызывала слюноотделение у собак, что являлось безусловным рефлексом. Затем одновременно с пищей представлялся новый раздражитель, электрический звонок (свет и т.д), названный условным стимулом. Со временем появление условного стимула вызывало реакцию, названную условным рефлексом.
СТИМУЛ

Окружающая среда содержит множество стимулов.
Словом Стимул - раздражитель, обозначается всё, что оказывает воздействие и производит эффект.
Стимул (от лат. Stimulus - остроконечная палка, которой погоняли животных) - воздействие, обуславливающее динамику психических состояний индивида (обозначаемую как реакцию), относящейся к ней как причина к следствию.
Стимулы могут предшествовать реакциии, возникать в течение реакции, а также возникать после нее. Некоторые стимулы оказывают огромное влияние на поведение, тогда как другие имеют небольшой или слабый эффект.
Стимул - это событие, мотивационный предмет, еда. Стимулом можно назвать любое изменение в окружающей среде, которое может быть воспринято нашими рецепторами (свет, вкус, форма, изменения погодных условий, похвала, реакция хозяина на проблемное поведение животного) Стимул может быть, как приятный, так и неприятный.
Стимул может быть проприоцевтивным (исходить от рецептеров мышц и сухожилий) и экстероцептивным (внешняя тимуляция), а также, условным и без условным.
Стимулы определяются их функциями. Стимул может как усиливать, так и ослаблять поведение.
Различают также классы стимулов - это группа стимулов, разделяющая определенные факторы.
Существует два основных вида стимулов - Предшествующие факторы и Последствия.
ПОСЛЕДСТВИЯ И ИХ ВИДЫ
В оперантном научение (обуславливание) различают два вида последствий:
- Усиление поведения
- Ослабление поведения
Каждое из этих видов последствий имеет две разновидности - положительное «+» и отрицательное «-».
Следует относиться к этим терминам с точки зрения:
- положительное «+» - появилось в окружающей среде
- отрицательное «-» - исчезло из окружающей среды
И ни в коем случае, не воспринимать это как "плохое" и "хорошее".
Принципы и процессы усиления поведения
Табл. 2. Сравнительная таблица положительного и отрицательного усиления поведения
|
Положительное усиление |
Отрицательное усиление |
Определение процесса |
Появление стимула (еда, предмет, похвала) после демонстрации поведения, приводящий к усилению поведения в будущем. |
Удаление неприятного стимула, приводящее к усилению поведения в будущем. |
Условия возникновения усиления поведения |
Для того, чтобы процесс положительного усиления смог произойти, предоставляемый стимул должен быть значимым для животного. Должна быть высокая мотивация на этот стимул. |
Для того, чтобы процесс отрицательного усиления смог произойти, должно присутствовать какое-либо неприятное условие, удаление которого может произвести усиливающий эффект. Отрицательное усиление = освобождение. |
Пример |
Животное не может получить миску с едой пока не сядет спокойно. Проделывая это упражнение на постоянной основе, как только животное садится у миски, получает поощрение (пищу) |
Хозяин надавливает на круп животного рукой. Как только собака садится неприятный стимул (надавливание рукой) исчезает. К такому классу негативных стимулов переходим когда животному известен позитивный путь обучения. |
Преимущества |
Собака активна, инициативна, счастлива. |
Собака сохраняет поведение. Условие работы метода - уважение. Потребуется от 400 до 600 повторений одного упражнения. Метод дает больше информации для обучения |
Недостатки |
Потребуется от 4000 до 6000 повторений одного упражнения. Результат формирования поведения невозможно гарантировать при сильном отвлечении. |
Собака зажата, малоинициативна, слишком много иерархии. Ошибка тренера может быть непоправимой. |
ПРЕДШЕВСТВУЮЩИЕ ФАКТОРЫ
Это условия окружающей среды или изменение стимулов, существующие или происходящие непосредственно перед поведением.
В современной кинологии профессионалы говорят о воздействии на поведение предшествующих факторов и последствий. К предшествующим факторам относят мотивационные операции.
Мотивационные операции - это предшествующие факторы, которые:
- Увеличивают или ослабляют эффективность того или иного стимула для усиления или ослабления поведения;
- Увеличивают или уменьшают появления того или иного поведения.
Существуют два вида мотивационных операций:
1. Побуждающие операции
Повышают мотивационную ценность стимула, и таким образом увеличивают возникновение поведения, которое усиливается данным поощрением.
2. Подавляющие операции
Понижают мотивационную ценность поощрений, и таким образом снижают вероятность возникновения поведения в будущем.
В профессиональных кругах кинологи используют термин:
- «МОТИВАЦИЯ К» - к стимулу, к вознаграждению;
- «МОТИВАЦИЯ ОТ» - освобождение от неприятного стимула.
Изначально, для успешного процесса обучения, всегда показывают позитивный путь обучения который основан на «МОТИВАЦИИ К». Когда этот путь понятен и закреплен, можно перейти к методикам, основанным на освобождение от неприятного стимула, к «МОТИВАЦИИ ОТ».
Процесс ослабления поведения / наказания - это изменение в окружающей среде, которое
происходит после поведения, и приводит к ослаблению поведения в будущем.
Табл. 3. Сравнительная таблица положительного и отрицательного ослабления поведения
|
Положительное ослабление поведения |
Отрицательное ослабление поведения |
Определение |
Процесс появления неприятного стимула после демонстрации нежелательного поведения, приводящий к снижению вероятности появления такого поведения в дальнейшем |
Процесс удаления приятного стимула после демонстрации поведения, приводящий к снижению вероятности появления поведения в будущем. |
Пример |
Активное наказание. Положительное ослабление поведения - это процесс, в котором после реакции появляется неприятный стимул, это изменение приводит к ослаблению поведения в дальнейшем. |
Отрицательное ослабление - это процесс, в котором после реакции убирается (приятный) стимул, что приводит к ослаблению поведения в будущем. |
Подводим итоги
Табл. 4. Таблица взаимосвязи положительного и отрицательного усиления и ослабления поведения.
|
Положительное (появление стимула) |
Отрицательное (удаление стимула) |
Усиление поведения (подкрепление) |
Предъявляем приятный стимул (еда, игрушка, похвала) |
Удаление неприятного стимула |
Ослабление поведения (наказание) |
Предъявление неприятного стимула |
Удаление положительного стимула |