Благодарим за помощь в развитии спорта с собаками
компанию "Royal Canin"
Рейтинг@Mail.ru   Яндекс цитирования
Rambler's Top100
немецкая овчаркадрессировка собакдрессировочная площадка
     
Цикл статей про обучение животных и о законах формирования поведения у животных

Поведение, как понятие является более многозначным, чем понятия активности и деятельности. Поведение возникает на том уровне организации материи, когда ее живые структурные образования приобретают способность воспринимать, хранить и перерабатывать информацию, используя её с целью самосохранения и приспособления к условиям существования или их активного изменения.
Как и многие понятия, обладающие сложным содержанием, категория поведения многозначна, и в связи с этим термин «поведение» имеет различное употребление.

Цикл статей про обучение животных и о законах формирования поведения у животных   Цикл статей про обучение животных и о законах формирования поведения у животных

Поведение - это действие живого организма или его частей тела в рамках соотношения с окружающими предметами или факторами (Скиннер, 1938).
Поведение - это взаимодействие живого существа с окружающей средой, которое меняется под воздействием внешних и внутренних факторов, взаимосвязанных действий, осуществляемых каким-либо сложным (обладающим некоторой организацией) объектом. Эта система подчиняется определенной логике и направлена на реализацию той или иной ФУНКЦИИ, присущей данному объекту и требующей его взаимодействия с окружающей средой.

Цикл статей про обучение животных и о законах формирования поведения у животных   Цикл статей про обучение животных и о законах формирования поведения у животных

Представления о поведении сложились в науке в ХХ веке. Базой для исследований послужила рефлекторная теория, развитая на основе трудов И.П.Павлова (классическое научение (обуславливание) через систему «стимул-реакция»). В частности, на ней строится и концепция бихевиоризма, (Скиннер) (оперантное научение (обуславливание) ), рассматривающая поведение как главный предмет своего анализа через систему «реакция-стимул». Классическое обусловливание - это процесс научения, при котором ранее нейтральный стимул начинает ассоциироваться с другим стимулом вследствие того, что второй стимул сопровождает первый.(стимул-реакция). Оперантное обуславливание - форма научения, где подкрепляется то спонтанное поведение, которое признается желательным. (реакция-стимул).
Поведение изучается как феномен во всех его проявлениях, от малейшего движения до комплексных и сложных видов.

РЕАКЦИЯ

Цикл статей про обучение животных и о законах формирования поведения у животных

Реакция - акт поведения, возникающий в ответ на определенное воздействие, стимул, произвольное движение, возникающее в ответ на предъявление сигнала.
Целостный комплекс всех проявлений поведения и реакций животных, направленных на установление жизненно необходимых связей организма с окружающей средой, составляет психическую деятельность животного - процесс психического отражения действительности, как продукт и проявление активности животного.
Условный рефлекс - ответная реакция организма на условный раздражитель.
Условный рефлекс по И.П. Павлову, это срабатывание безусловного рефлекса на условный раздражитель (сигнал) в результате многократного совпадения (сочетания) сигнала и безусловного рефлекса, причем условный раздражитель должен предъявляться первым, выполняя функцию сигнала о том, что за ним последует.

Таб. 1. Классическое научение (обуславливание)

До обуславливания
Условный стимул
(свет, звонок и т.д)
> Нет реакции
(нейтральная реакция)
Безусловный стимул
(пища)
> Безусловный рефлекс
(слюноотделение)
После обуславливания
Условный стимул
(свет, звонок и т.д)
> Условный рефлекс
(слюноотделение)

Выбиралась существующая связь стимул - реакция , такая, как пища, представляющая собой безусловный стимул, которая вызывала слюноотделение у собак, что являлось безусловным рефлексом. Затем одновременно с пищей представлялся новый раздражитель, электрический звонок (свет и т.д), названный условным стимулом. Со временем появление условного стимула вызывало реакцию, названную условным рефлексом.

СТИМУЛ

Цикл статей про обучение животных и о законах формирования поведения у животных

Окружающая среда содержит множество стимулов.
Словом Стимул - раздражитель, обозначается всё, что оказывает воздействие и производит эффект.
Стимул (от лат. Stimulus - остроконечная палка, которой погоняли животных) - воздействие, обуславливающее динамику психических состояний индивида (обозначаемую как реакцию), относящейся к ней как причина к следствию.
Стимулы могут предшествовать реакциии, возникать в течение реакции, а также возникать после нее. Некоторые стимулы оказывают огромное влияние на поведение, тогда как другие имеют небольшой или слабый эффект.
Стимул - это событие, мотивационный предмет, еда. Стимулом можно назвать любое изменение в окружающей среде, которое может быть воспринято нашими рецепторами (свет, вкус, форма, изменения погодных условий, похвала, реакция хозяина на проблемное поведение животного) Стимул может быть, как приятный, так и неприятный.
Стимул может быть проприоцевтивным (исходить от рецептеров мышц и сухожилий) и экстероцептивным (внешняя тимуляция), а также, условным и без условным.
Стимулы определяются их функциями. Стимул может как усиливать, так и ослаблять поведение.
Различают также классы стимулов - это группа стимулов, разделяющая определенные факторы.
Существует два основных вида стимулов - Предшествующие факторы и Последствия.

ПОСЛЕДСТВИЯ И ИХ ВИДЫ

Цикл статей про обучение животных и о законах формирования поведения у животных

В оперантном научение (обуславливание) различают два вида последствий:

  • Усиление поведения
  • Ослабление поведения

Каждое из этих видов последствий имеет две разновидности - положительное «+» и отрицательное «-».
Следует относиться к этим терминам с точки зрения:

  • положительное «+» - появилось в окружающей среде
  • отрицательное «-» - исчезло из окружающей среды

И ни в коем случае, не воспринимать это как "плохое" и "хорошее".

Принципы и процессы усиления поведения

Табл. 2. Сравнительная таблица положительного и отрицательного усиления поведения

  Положительное усиление Отрицательное усиление
Определение процесса Появление стимула (еда, предмет, похвала) после демонстрации поведения, приводящий к усилению поведения в будущем. Удаление неприятного стимула, приводящее к усилению поведения в будущем. 
Условия возникновения усиления поведения Для того, чтобы процесс положительного усиления смог произойти, предоставляемый стимул должен быть значимым для животного. Должна быть высокая мотивация на этот стимул. Для того, чтобы процесс отрицательного усиления смог произойти, должно присутствовать какое-либо неприятное условие, удаление которого может произвести усиливающий эффект. Отрицательное усиление = освобождение.
Пример Животное не может получить миску с едой пока не сядет спокойно. Проделывая это упражнение на постоянной основе, как только животное садится у миски, получает поощрение (пищу) Хозяин надавливает на круп животного рукой. Как только собака садится неприятный стимул (надавливание рукой) исчезает. К такому классу негативных стимулов переходим когда животному известен позитивный путь обучения.
Преимущества Собака активна, инициативна, счастлива. Собака сохраняет поведение. Условие работы метода - уважение. Потребуется от 400 до 600 повторений одного упражнения. Метод дает больше информации для обучения
Недостатки Потребуется от 4000 до 6000 повторений одного упражнения. Результат формирования поведения невозможно гарантировать при сильном отвлечении. Собака зажата, малоинициативна, слишком много иерархии. Ошибка тренера может быть непоправимой.

ПРЕДШЕВСТВУЮЩИЕ ФАКТОРЫ

Цикл статей про обучение животных и о законах формирования поведения у животных

Это условия окружающей среды или изменение стимулов, существующие или происходящие непосредственно перед поведением.
В современной кинологии профессионалы говорят о воздействии на поведение предшествующих факторов и последствий. К предшествующим факторам относят мотивационные операции.
Мотивационные операции - это предшествующие факторы, которые:

  • Увеличивают или ослабляют эффективность того или иного стимула для усиления или ослабления поведения;
  • Увеличивают или уменьшают появления того или иного поведения.

Существуют два вида мотивационных операций:
1. Побуждающие операции
Повышают мотивационную ценность стимула, и таким образом увеличивают возникновение поведения, которое усиливается данным поощрением.
2. Подавляющие операции
Понижают мотивационную ценность поощрений, и таким образом снижают вероятность возникновения поведения в будущем.
В профессиональных кругах кинологи используют термин:

  • «МОТИВАЦИЯ К» - к стимулу, к вознаграждению;
  • «МОТИВАЦИЯ ОТ» - освобождение от неприятного стимула.

Изначально, для успешного процесса обучения, всегда показывают позитивный путь обучения который основан на «МОТИВАЦИИ К». Когда этот путь понятен и закреплен, можно перейти к методикам, основанным на освобождение от неприятного стимула, к «МОТИВАЦИИ ОТ».
Процесс ослабления поведения / наказания - это изменение в окружающей среде, которое
происходит после поведения, и приводит к ослаблению поведения в будущем.

Табл. 3. Сравнительная таблица положительного и отрицательного ослабления поведения

  Положительное ослабление поведения Отрицательное ослабление поведения
Определение Процесс появления неприятного стимула после демонстрации нежелательного поведения, приводящий к снижению вероятности появления такого поведения в дальнейшем Процесс удаления приятного стимула после демонстрации поведения, приводящий к снижению вероятности появления поведения в будущем.
Пример Активное наказание. Положительное ослабление поведения - это процесс, в котором после реакции появляется неприятный стимул, это изменение приводит к ослаблению поведения в дальнейшем. Отрицательное ослабление - это процесс, в котором после реакции убирается (приятный) стимул, что приводит к ослаблению поведения в будущем.

Подводим итоги

Табл. 4. Таблица взаимосвязи положительного и отрицательного усиления и ослабления поведения.

  Положительное (появление стимула) Отрицательное (удаление стимула)
Усиление поведения (подкрепление) Предъявляем приятный стимул (еда, игрушка, похвала) Удаление неприятного стимула
Ослабление поведения (наказание) Предъявление неприятного стимула Удаление положительного стимула

Каждый владелец животного имеет право на компетентного специалиста, принимающего во внимание важность психологических особенностей поведения животных. Практиковать такой специалист может только в границах своей компетентности, подходя к процессу обучения с гуманной точки зрения, с учетом положений Закона о защите животных.

Игорь Заповитряный, Вера Дворникова
Для zoter.org.ua, ipo4you.com.ua

 
     
© Design by Lobodevich © 2005-2017 Zoter