Благодарим за помощь в развитии спорта с собаками
компанию "Royal Canin"
Рейтинг@Mail.ru   Яндекс цитирования
Rambler's Top100
немецкая овчаркадрессировка собакдрессировочная площадка
     
Начальные этапы формирования навыков в обучении животных.

Начальные этапы формирования навыков в обучении животных, путем поощрения и подсказок.
Обучение собак ставит целью установление взаимопонимания между человеком и собакой, а также обучение навыкам поведения как в семье, так и в обществе.
В предыдущей статье мы ознакомились с законами формирования поведения у животных. Однако прежде чем работать с поведением, нужно ознакомиться с фундаментальными свойствами и измеряемыми величинами поведения, собственно теми свойствами, над которыми и работают при формировании реакций. См таб №2
Практикующими кинологами многократно доказано, что лучшим методом формирования реакции является поощрение.
Основной функцией поощрения является усиление поведения в будущем, обобщение навыка (в разной среде), формирование самостоятельной реакции
Побуждающее влияние на поведение оказывает не само поощрение, а мотивационные операции, т.е. мотивационная сила самих поощрений.
Отсюда, для того, чтобы поощрение выполнило функцию усиливающего стимула необходимо:

  • использовать поощрение только после поведения
  • создать мотивационные операции, в которых поощрение будет функциональным

Мотивационные операции:

  • Побуждающие операции - повышают ценность поощрения и делают поведение более вероятным.
  • Подавляющие операции - понижают ценность последствий и делают поведение менее вероятным.
Начальные этапы формирования навыков в обучении животных   Начальные этапы формирования навыков в обучении животных

Понимая, что на самую качественную реакцию будет самое сильное поощрение, важной деталью в выборе такового, является определение иерархии стимулов, основанное на структурированном наблюдении, записи, мониторинге. (оценка мотиваций )
Опытным путём проводник выяснит наиболее сильный мотивационный стимул для поощрения. Выбор стимулов может быть разнообразным, от одного до множественного: еда, игрушка (валик, мяч), вербальное или тактильное поощрение.
Мотивационный стимул в процессе обучения тестируется на постоянной основе. Неправильный выбор может затруднить обучение.

Использование подсказок в процессе обучения животных.

Подсказка - это стимул ( вербальный, физический) перед поведением, реакцией. Подсказка является дополнительным эффективным методом, облегчающим обучение. Целью подсказки есть формирование самостоятельной реакции и улучшение латентности реакции. См табл. №1
Табл. №1 Формирование самостоятельной реакции на команду «сидеть»

Этап формирования навыка Различимый стимул Подсказка Реакция Поощрение
1   нажатие на круп сидеть поощрение
         
2 Инструкция сидеть нажатие на круп сидеть поощрение
         
3 Инструкция сидеть   сидеть  

По таблице N1 видно, что первичный идет незнакомый, новый стимул.
Своевременно данная подсказка облегчает учебный процесс, в то время как несвоевременная подсказка только лишь осложнит обучение.
Неоспоримыми преимуществами подсказок в обучении животных является уменьшение вероятности ошибок, увеличении скорости реакции, уменьшении нежелательного поведения.

Недостатками в обучении животных есть несвоевременное прекращение использования подсказок. Формируется зависимость от подсказок, вырабатывается реакция на подсказку, а не на первичный стимул, не развивается самостоятельная реакция.
Способ применения и отмены подсказок от наиболее сильной к наименьшей
Различают следующие виды подсказок: вербальная и физическая (движение, жесты и т.д). очень часто можно наблюдать формирование неосознанных подсказок у самого проводника. Поэтому так важно вести записи мониторинга изменений обучающих занятий. Такие неосознанные подсказки могут увеличивать зависимость. Вид подсказок, как и их интенсивность инструктор выбирает в зависимости от содержания навыка и уровня подготовки животного.
Важная задача для тренера (проводника) определить цель обучения животного. Определить вид поведения над которым работаем. Насколько ресурсы  доступны ,в том числе генетические возможности животного.

Начальные этапы формирования навыков в обучении животных

Правила применения процедур формирования реакций через поощрение и подсказки.
1. Увеличение критерий мелкими шагами
2. Дробление сложных навыков на отдельные реакции, цепочки поведения.
3. Если реакция не формируется, меняем метод и подсказку.
4. Всегда заканчивать обучение на высоком уровне мотивации.
5. Позитивный подход.

При правильном формировании реакции через поощрение на более поздних этапах используют вариабельное (непостоянное) подкрепление. Важно помнить о самой точке подкрепления (поощрения), то место куда будет стремиться животное. С хорошей мотивацией собака всегда будет стремиться к той точке, где она получает свое поощрение (еду или игрушку) и занимать позу, которая ей позволит быстрее его достигнуть. При ошибках в выборе точки поощрения возникают нежелательные связи при выработке навыков такие, как некорректные позы, неспокойное поведение и прочее.
Таб №2 Измеряемые величины и фундаментальные свойства поведения.

Измеряемые величины Фундаментальные свойства
Момент во времени: единственная реакция
происходит в один определённый момент
Латентность: Количество времени между
стимулом и реакцией
Протяженность во времени: реакция занимает
определённое время
Продолжительность: Количество времени
между началом и концом цикла реакции
Повторяемость во времени: реакция может
произойти повторно
Частота: Количество реакций за некоторый
промежуток времени
  Ускорение: Изменения в поведении в течение
долгого времени, обычно увеличение или
уменьшение уровня

И. Заповитряный, Т. Правда, В. Дворникова

 
     
© Design by Lobodevich © 2005-2017 Zoter